ООО «Служба Землеустройства»
Московская область, г.Клин, ул.Захватаева, д.4, офис 210, 220
Телефоны:
8 (495) 921-11-72
8 (496-24) 77-9-77
доб.1920
Накопленный профессиональный опыт и сплоченная команда специалистов позволяют находить решение сложных и нестандартных задач

Документы


ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ)

12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ

 

 

 

Принят

постановлением

Московской областной Думы

от 26 мая 2004 г. N 2/99-П

 

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 1. Общие положения

 

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области, определяет полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в этой сфере в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон).

Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения в Московской области основывается на следующих принципах:

обеспечение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в сельском хозяйстве;

сохранение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень;

создание условий для рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

реализация гражданами и юридическими лицами права владения, пользования и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

преимущественное право покупки Московской областью земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

сочетание интересов Московской области, муниципальных образований Московской области и иных участников отношений, регулируемых настоящим Законом.

 

Статья 2. Полномочия Правительства Московской области в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Правительство Московской области:

а) принимает решение о приобретении в собственность Московской области земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

б) принимает решение о предоставлении земельных участков;

в) в случаях, установленных законодательством, принимает решение об изъятии земельного участка;

г) наделяет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области полномочиями в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (далее - уполномоченный орган);

д) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Московской области.

Полномочие, указанное в подпункте "а" настоящего пункта, решением Правительства Московской области может быть передано уполномоченному органу.

2. До разграничения государственной собственности на землю Правительство Московской области осуществляет полномочия в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Московской области.

 

Статья 3. Полномочия уполномоченного органа в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Уполномоченный орган:

а) принимает решение о:

предоставлении земельных участков на соответствующем праве при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

выкупе земельных участков арендаторами;

приватизации земельных участков;

б) осуществляет осмотр земельных участков, в том числе находящихся в общей собственности;

в) информирует население о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для передачи их в аренду, за исключением случаев, установленных пунктом "в" статьи 4 настоящего Закона;

г) заключает договоры аренды, купли-продажи, мены, дарения, инвестиционные и другие договоры и соглашения в соответствии с законодательством;

д) выступает в качестве продавца и организатора торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды либо заключает договоры на организацию торгов (аукционов, конкурсов) со специализированными организациями;

е) осуществляет контроль за поступлением в областной бюджет средств от продажи и аренды земельных участков, а также от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах);

ж) осуществляет учет договоров, связанных с приобретением земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и распоряжением ими;

з) осуществляет юридические действия, связанные с изъятием земельного участка;

и) обращается в суд от имени Московской области с заявлениями по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

к) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Московской области и постановлениями Правительства Московской области.

2. До разграничения государственной собственности на землю уполномоченный орган осуществляет полномочия в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.

 

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения до разграничения государственной собственности на землю

 

До разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности:

а) принимают решения о предоставлении, переоформлении прав, проведении торгов (конкурсов, аукционов), приватизации, выкупе арендаторами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если их площадь не превышает устанавливаемые Правительством Московской области размеры;

б) обеспечивают изготовление проектов границ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и утверждают их;

в) информируют население о наличии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для передачи в аренду в случае, если их площадь не превышает устанавливаемые Правительством Московской области размеры;

г) осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Московской области.

 

Статья 5. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

 

1. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране и приоритетному использованию для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей.

2. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд допускается из земель, непригодных для ведения сельскохозяйственного производства, или из сельскохозяйственных угодий, имеющих кадастровую стоимость ниже среднерайонного уровня. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

3. Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, которые установлены в пункте 3 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. К особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:

сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень более чем на 10 процентов;

сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;

искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.

5. Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается.

 

Статья 6. Предельные размеры земельных участков

 

1. Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель сельскохозяйственного назначения, составляет 40 гектаров.

3. Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам:

предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона;

в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона;

если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного района Московской области и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, составляет 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного района на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

5. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящей статьей.

 

Статья 7. Приватизация земельных участков

 

Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности или собственности муниципальных образований Московской области, осуществляется со дня вступления в силу настоящего Закона.

 

Статья 8. Преимущественное право Московской области на покупку земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Московская область имеет преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов, а также на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном ее отчуждении участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или не заявят о намерении ее приобрести.

2. Покупателем земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от имени Московской области выступает уполномоченный орган либо по его решению государственное учреждение Московской области.

 

Статья 9. Порядок извещения Правительства Московской области о продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Продавец земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - продавец) направляет извещение в Правительство Московской области. В извещении должны быть указаны:

а) сведения о собственнике земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения:

наименование, данные государственной регистрации (номер, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц), место нахождения, почтовый адрес юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, дата рождения физического лица;

б) сведения о представителе собственника земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения:

фамилия, имя, отчество, паспортные данные физического лица, номер, дата выдачи документа, на основании которого возникли его полномочия (доверенность, приказ о назначении руководителя юридического лица, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц);

в) сведения о земельном участке или доле в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения:

место нахождения, площадь земельного участка;

размер доли, место нахождения, площадь земельного участка, находящегося в долевой собственности;

категория земель и вид разрешенного использования;

цена, срок уплаты, сведения об имеющихся обременениях (ограничениях) земельного участка (аренда, залог, публичные и частные сервитуты, доверительное управление).

В извещении могут быть указаны почтовые адреса для направления корреспонденции, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты.

2. К извещению должны быть приложены кадастровый план и картографический материал, позволяющий идентифицировать местоположение земельного участка, а также копии следующих документов:

подтверждающих право собственности на земельный участок;

подтверждающих право собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

подтверждающих полномочия представителя собственника.

В случае, если продавцом выступает юридическое лицо, к извещению должны быть приложены учредительные документы юридического лица.

3. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

 

Статья 10. Порядок рассмотрения извещений о продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Правительство Московской области либо уполномоченный орган обязаны в течение одного месяца со дня получения Правительством Московской области извещения принять решение и уведомить продавца о приобретении в собственность Московской области земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Копия указанного уведомления направляется в тот же день в учреждение юстиции, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с указанием даты уведомления продавца.

2. Уполномоченный орган имеет право осмотра земельного участка, в том числе находящегося в долевой собственности, а продавец обязан обеспечить доступ к указанному земельному участку.

3. Уполномоченный орган и продавец обязаны заключить договор купли-продажи земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение двух месяцев со дня принятия решения о приобретении в собственность Московской области земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

4. Извещение не рассматривается при несоблюдении требований, указанных в статье 9 настоящего Закона. Об оставлении извещения без рассмотрения уведомляются продавец и учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Статья 11. Обязанность приобретения Московской областью земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при продаже лицом, которому они не могут принадлежать на праве собственности

 

В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при продаже на торгах лицом, которому они не могут принадлежать на праве собственности в соответствии со статьей 3 и (или) пунктом 2 статьи 4 Федерального закона, пунктом 4 статьи 6 настоящего Закона, этот земельный участок или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должны быть приобретены Московской областью по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость. В случае, если установленная собственником начальная цена предмета торгов превышает рыночную стоимость, Московская область приобретает земельный участок, долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по рыночной стоимости.

 

Статья 12. Финансирование расходов, связанных с приобретением в собственность Московской области земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

 

Финансирование расходов на приобретение земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Московской области и оформление прав на них осуществляется за счет средств областного бюджета, предусматриваемых в законе об областном бюджете на соответствующий год.

 

Статья 13. Предоставление гражданам в аренду находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота

 

1. Предоставление гражданам в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для сенокошения и выпаса скота осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Московской области, если их площадь не превышает размеры, установленные Правительством Московской области.

2. Информация о наличии свободных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в аренду для сенокошения и выпаса скота, подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

3. Граждане, заинтересованные в предоставлении в аренду земельных участков для сенокошения и выпаса скота, подают заявление в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области по месту нахождения участка. Решение о предоставлении земельных участков или отказе в предоставлении принимается в двухнедельный срок со дня подачи заявления.

4. Порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков для сенокошения и выпаса скота устанавливается органами местного самоуправления муниципального образования Московской области.

5. Размер арендной платы и условия использования земельных участков, предоставляемых для сенокошения и выпаса скота, определяются договором аренды в порядке, установленном законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

6. На земельных участках, предоставленных в аренду для сенокошения и выпаса скота, не допускается возведение временных построек и строительство капитальных сооружений, посадка многолетних древесных и кустарниковых насаждений, вырубка деревьев. На эрозионноопасных землях запрещается обработка почвы, приводящая к уничтожению растительного покрова.

7. Прекращение (расторжение) договора аренды земельного участка, предоставленного для сенокошения и выпаса скота, осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

По инициативе арендодателя договор аренды земельного участка для сенокошения и выпаса скота может быть расторгнут досрочно в случае его нецелевого использования в течение одного года.

 

Статья 14. Приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения

 

1. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства вправе приобрести в собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, с условием сохранения целевого назначения и разрешенного вида использования указанных земельных участков в течение пяти лет.

Совершение сделок с указанными земельными участками осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных настоящим пунктом, за исключением случаев изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд, а также реализации преимущественного права покупки земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом.

2. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства вправе приобрести в собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, без дополнительных условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

 

Статья 15. Опубликование сообщений в средствах массовой информации

 

1. Информационные сообщения, предусмотренные Федеральным законом, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Московской области и (или) источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту нахождения земельного участка.

2. В информационном сообщении о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должны быть указаны:

адрес местоположения выделяемого земельного участка, его площадь;

размер доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в счет которого предполагается выделить земельный участок;

размер компенсации либо указание на ее отсутствие;

реквизиты участника долевой собственности, принявшего решение о намерении выделить земельный участок, фамилия, имя, отчество физического лица - участника долевой собственности, наименование и данные государственной регистрации юридического лица - участника долевой собственности;

адрес, по которому остальные участники долевой собственности могут направить возражения.

 

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

 

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

1. Губернатору Московской области, Правительству Московской области, центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в течение трех месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

2. Правительству Московской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в течение двух месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

3. Признать утратившим силу Закон Московской области N 9/95-ОЗ "Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным и ценным".

 

Губернатор Московской области

Б.В. Громов

12 июня 2004 года

N 75/2004-ОЗ



Назад в раздел